ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ

воспитание и образование

+7 495 136 62 78

 

Феномен реджио-подхода

В России, когда заходит разговор об альтернативных подходах к дошкольному образованию говорят и сравнивают систему М.Монтессори и вальдорфскую педагогику. В мире к ним давно уже присоеднился реджио-подход. Очень хочется исправить эту несправедливость. В русскоязычном интернете, набрав «реджио-подход», можно составить какое-то представление о нем. Этот текст написан для тех, кто хочет ближе познакомиться с феноменом педагогического подхода , названного по месту происхождения – педагогика Реджио Эмилия или Реджио-подход (Reggio Emilia approach).


Краткая история рождения: Италия, область Эмилия Романья, город Реджио Эмилия, 1945 год, время преодоления послевоенной разрухи и восстановления нормальной жизни. Исторически социально ориентированные власти и граждан местной коммуны объединило огромное желание построить новую, свободную от бед тоталитаризма жизнь, основанную на сотрудничестве и реальной взаимной ответственности. Жители города Реджио Эмилия во главе с молодым учителем Лорисом Малагуцци (1920-1994 гг.) строили свое будущее, создавая собственный педагогический, образовательный, культурный и социальный проект, основанный на гуманистических идеях Л. Выготского, Ж. Пиаже, Дж.Дьюи, М. Монтессори, С.Френе, Дж.Брунера. В тесном сотрудничестве с властями, родителями и педагогами им удалось создать не только новую, по-настоящему детоцентрированную образовательную философию, но и новые принципы организации и управления системой дошкольного образования. В 1963 году ясли и школы детства (детские сады), основанные гражданами и развивавшиеся благодаря сплоченности и инициативе рабочих, фермеров и Союза итальянских женщин передаются городской администрации (муниципалитету коммуны) и становятся частью системы дошкольного образования города. Сегодня Реджио Эмилия – процветающий город с мощным культурным наследием (1200 лет) с населением ок.160 000 человек, с развитой социальной инфраструктурой. По сей день, в городе сильны традиции общественного и экономического сотрудничества и интеграции, до двадцати процентов городского бюджета идут на содержание и развитие яслей и детских садов Реджио Эмилии. Рожденная 50 лет назад система дошкольного образования породила особый инновационный набор философских предположений, образовательных подходов и педагогики многие из которых подтверждены исследованиями в области когнитивной психологии и нейропедагогики. Подход получил широкое признание педагогов, психологов и исследователей всего мира (Дж.Брунер, Г.Гарднер, Дж.Хекман и др.). Изучается в Гарварде и Массачусетсе. В 1991 году «Newsweek» признал систему раннего образования Реджио Эмилии лучшей в мире. В последнее десятилетие подход адаптируется в прогрессивно настроенных школах. Выставки детских работ «100 языков ребенка», «Диалоги с пространством», «Луч света» и другие постоянно путешествуют по миру и получили широкое признание. Международный центр Лориса Малагуцци стал педагогической меккой для всех вдохновленных опытом реджио-педагогики. Подход распространяется по всему миру и влияет на формирование национальных систем образования.


Основные образовательные принципы Реджио-подхода. Реджио-подход основывается на ряде фундаментальных принципов, изложенных в Регламенте учреждений раннего детства (Regolamento Scuole e Nidi d”infanzia del Comune di Reggio Emilia, 2009). Для удобства они описываются раздельно, на деле же представляют собой неразрывную ткань, в которую интегрирована системная философия, основанная на взаимовлиянии этих принципов. Центральным стержнем, объединяющим все эти принципы, является образ ребенка. «Мы больше не видим ребенка отчужденным и эгоцентричным, мы видим его не только вступающим во взаимодействие с объектами, и подчеркиваем не только когнитивные аспекты развития и не приуменьшаем значимость его чувств, а также значимость того, что кажется нелогичным. Вместо этого мы видим богатый потенциал ребенка, мы считаем его сильным, могущественным, и компетентным, и, что, самое важное, мы видим его непосредственно связанным с миром взрослых и других детей». ( Лорис Малагуцци) Все то, что происходит в школах Реджио, в контексте обучения и преподавания, выстраивания отношений и профессионального развития, проистекает из одного определенного фактора – образа (видения, представления) ребенка. Дети являются активными участниками процесса развития. Дети наделены экстраординарным потенциалом к обучению и изменению. Они наделены многообразием ресурсов, способностей к установлению связей, сенсорных и познавательных ресурсов, которые выражаются в непрерывном взаимообмене с культурным и социальным контекстом. Каждый ребенок – это субъект, обладающий правами, который, прежде всего, несет в себе право быть уважаемым и ценным в собственной уникальности и самобытности и отличии от других, а также в своих временных сроках развития и роста. Каждый ребенок, индивидуально и относительно группы, является носителем природной восприимчивости по отношению к другим и по отношению к среде и является создателем опыта, которому он способен придавать смысл и значение. Ребенок, будучи человеческим существом, владеет сотней языков, сотней способов думать, выражать себя, понимать, вступать в общение с другими посредством мысли, рожденной из собственного опыта, где сама мысль является областью опыта.


«Ребенок состоит из сотни.

У ребенка

сто языков,

сто рук,

сто мыслей,

сто способов думать,

играть и говорить.

Сто способов слушать,

восхищаться,

любить.

Сто радостных чувств,

чтобы петь и понимать

сто миров, чтобы совершать открытия.


У ребенка сто

(и еще сто, сто, сто) языков,

но у него крадут

девяносто девять из них.

Школа и культура

отделяют голову от тела.

Они учат:

думать без рук,

делать без головы,

слушать молча,

понимать без радости,

а любить и восторгаться

только на Пасху и Рождество.

Они учат:

открывать уже существующий мир,

а девяносто девять из ста миров крадут.

Они учат:

игра и труд,

реальность и фантазия,

наука и воображение,

небо и земля,

разум и мечты —

вещи, несовместимые друг с другом.


В общем, учат,

что нет никакой сотни.

Ребенок говорит: сотня есть».


Поэтические строки Л. Малагуцци являются метафорой исключительного потенциала детей, познавательных и творческих процессов, многочисленных форм проявления жизни и приобретаемых знаний. Концепция «Ста языков ребенка» понимается как многообразие возможностей и деятельностей, которые трансформируются и приумножаются в процессе взаимодействия и кооперации между детьми и взрослыми. Ясли и школы детства признают ценность и равнозначность всех языков детей, вербальных и невербальных. Сознательный выбор видения ребенка, прежде всего, как субъекта, обладающего правами, а не только потребностями, является смелым решением, которое распространяется также и на отношение к детям с особыми потребностями. В Реджио таких детей называют детьми с «особыми правами». Реджио Эмилия в этом смысле реализует политику полной инклюзии на всех уровнях основного образования. Когда ребенок с особыми правами присутствует в какой-либо группе, то к этой группе прикрепляется дополнительный учитель, но важным здесь является то, что «дополнительный» учитель осуществляет дополнительную поддержку всему классу, а не отдельному ученику. Такой подход к вопросу базируется на вере в социальный конструктивизм, который является средством обучения и взаимопонимания для всех и каждого в группе, будь то воспитатель или ребенок.


Педагогика слушания. Высоко ценя потенциал ребенка, воспитатели переносят основной акцент на непосредственное «слушание» детей. И действительно, педагогическую основу Реджио-подхода можно назвать педагогикой слушания. «Слушание» как метафора, выражающая усилия воспитателей получить как можно более глубокое реальное понимание детей и их процессов обучения. Когда мы в буквальном смысле слушаем детей и даем им время и пространство для самовыражения, мы видим, что перед нами дети, способные самовыражаться значительно более сложным и абстрактным способом, чем мы привыкли думать. Такие способности детей были обнаружены в Реджио-садах благодаря записи и анализу повседневных разговоров детей. В совместном образовательном процессе подход активного слушания между взрослыми, детьми и средой является необходимым условием и контекстом любых образовательных отношений. Слушание – это непрерывный процесс, который подпитывает размышление, принятие и открытость по отношению к себе и к другим. Это необходимое условие для диалога и изменений. Практика слушания повышает уровень внимания и восприимчивости по отношению к культурным, политическим и ценностным условиям. Ясли и школы детства обязуются благоприятствовать этим процессам и регистрировать их посредством педагогического документирования. Реджио-подход рассматривает раннее детство как отдельную, самоценную фазу развития человека, в которой дети демонстрируют экстраординарный интерес к миру и мощную мотивацию к его освоению. И действительно, сам термин, используемый для обозначения школ раннего обучения - «школа детства» («Scuola d’infanzia»), не несет в себе значения «подготовительный» и не имеет приставки пред- , присущей, например, англо-американскому термину «pre-school» (предшкола). Такое видение ребенка является основополагающим и оказывает сильное влияние на образовательный процесс в Реджио-садах.


Пространственная педагогика. И как следствие, ясли и школы детства пространственно мало напоминают дошкольное учреждение. «У ребенка есть три учителя: взрослый, другой ребенок и пространство, в котором он находится» (Л.Малагуцци). Внутренние и внешние пространства яслей и садов задуманы и организованы как сообщающиеся пространства, стимулирующие взаимодействия, автономию и исследования, любопытство и общение и являются местами совместного существования и исследований для детей и взрослых. Среда взаимодействует, модифицируется и изменяется в соответствии с проектами и приобретаемым опытом обучения детей и взрослых. Среда находится в постоянном диалоге между архитектурой и педагогикой. Уход за оформлением, объектами и местами, где осуществляется деятельность детей и взрослых – это часть педагогического процесса, целью которого является психологическое благополучие, формирование чувства непринужденности и принадлежности, а также эстетический вкус и удовольствие от пребывания в группе. Все это также является необходимыми условиями для обеспечения безопасности среды. Безопасность – это качество, которое возникает из диалога и сотрудничества между различными профессиональными компетенциями, которые должны заниматься этими вопросами, и оценивать как возможности предотвращения рисков, так и богатство, и качество предлагаемых возможностей. Конструкция мебели предполагает многофункциональность. Ширмы могут использоваться как детьми для театра теней, так и в качестве разделителя пространства. Дети – прекрасные строители и получают большое удовольствие от сооружения новых построек и их обживания. Ни одна школа Реджио в конце года не выглядит так же, как в его начале. Пространство должно способствовать исследованию и самостоятельным открытиям, как для одного ребенка, так и для группы. Много внимания и усилий уделяется на создание такого дизайна мебели и организации среды и материалов, чтобы ребенок мог максимально легко ими воспользоваться. Материалы для творчества находятся в прозрачных контейнерах, так что дети могут найти нужную вещь самостоятельно. Зеркала используются в различных целях. Они устанавливаются на потолках над столами, на уровне пола, а также становятся частью игрового оборудования в виде большой треугольной призмы, зеркальной внутри. Таким образом, дети начинают осознавать свое место в окружающем мире, что является ключевым принципом Реджио-философии. Значимость эстетического измерения в реджио-подходе подчеркивается во всем облике школы. Обстановка затрагивает все органы чувств, материалы могут использоваться по-разному и для множества целей, побуждая детей анализировать оттенки и цвета, текстуры и запахи, и то, как ими пользоваться. Однако школы окрашены не в яркие базовые цвета, которые, по ошибочному мнению взрослых, так нравятся детям. Вместо этого помещение делается максимально светлым с помощью белых и раздвижных стен, различных источников света. Просветные столы для детского творчества также создают необычное рассеивание света. Большие окна позволяют объединить пространства внутри и снаружи в одно целое. Именно дети и привносят цвет в окружающее их пространство – через одежду, личные вещи, собственную живопись, скульптуру и другие, созданные ими объекты из природных материалов и материалов открытого назначения. В реджио-садах все комфортно и открыто, продуманно для общения родителей, детей и воспитателей. Это открытая архитектура дома – студии очень интригует и призывает к взаимодействию с пространством, объектами и людьми ее населяющими. «Пьяцца» (площадь) – место общих сборов группы, где могут рождаться и обсуждаться планы, проекты и правила, где дети и взрослые, непринужденно и естественно общаясь, беседуют на разные темы, рассказывают истории и делятся своими мыслями и вспоминают что-то интересное. Дети не обязательно сидят в кругу, кто-то может расположиться на импровизированной сцене, и все в удобных для себя позах. Особое место – Ателье, это и мастерская художника и лаборатория. В первых реджио-садах ателье могло находиться в отдельном от общего пространства помещении. Затем, наряду с большим ателье в групповых помещения появились мини-ателье. Сегодня ателье больше не является конкретным местом, это «идея», дети сами распределяют пространство. Детский сад – это, прежде всего, пространство возможностей. Среда – это не фон, она является миром, с которым можно взаимодействовать, его можно достраивать, трансформировать, перерабатывать. Это среда, стимулирующая различные варианты взаимодействия, в ней есть места, где можно: - побыть в одиночестве - что-то делать в компании - поиграть, пообщаться вдвоем - с воспитателем и без него - наблюдать за другими. Пространство просматриваемо внутри и снаружи. В среде соблюдается принцип удовольствия, желания и инновации. «Ничего без радости» - говорил Л.Малагуцци. Среда имеет arty вид – говорящие стены заполнены материалами документирования (фотохроника проектов с комментариями взрослых и детскими диалогами), настенными проектами. На стенах и специальных поверхностях – рисунки на керамике, камешках, меди и цементе, скульптуры из глины и медной проволоки, «Дом листьев» (сбор и сортировка листьев), конструкции из «бросового» материала. В конструктивных проектах активно используются материалы открытого назначения (различные детали, крышки, проволока, картон, упаковка), трубы разных фактур и диаметра, большие деревянные блоки, спилы древесных стволов, ветки, камни и кирпичи. Обучение в Реджио-подходе это - прежде всего, исследование (исследовательское обучение). Исследование представляет собой одно из основных измерений жизни детей и взрослых, потребность в образовании, которых находит признание и ценность. Исследование в рамках сотрудничества между взрослыми и детьми является, прежде всего, одной из ежедневных практик, экзистенциальным и эстетическим подходом, необходимым для понимания сложного устройства мира, феноменов и систем сосуществования. Это также мощный инструмент обновления в образовании. Исследование регистрируется посредством документирования, выстраивает обучение, переформулирует знания, закладывает основы профессиональных качеств и является на национальном и международном уровнях элементом инновационной педагогики.


Следующий базовый принцип Реджио-подхода – образовательное (педагогическое) документирование. Документирование – это неотъемлемая часть, структурирующая дидактические и образовательные теории, т.к. подчеркивает значимость, регистрирует, выражает и дает возможность оценить природу как индивидуального процесса обучения, так и процесса обучения группы детей и взрослых. Природа процесса обучения определяется посредством наблюдения, делая эти процессы общим достоянием. Образовательный опыт, который реализуется в яслях и садах, становится по-настоящему значимым в случае, если документирование, которое осуществлялось по ходу работы, пересматривается, переконструируется, переоценивается, т.е. интерпретируется в соответствии и включая различные точки зрения. Принимаемое всеми участниками образования, документирование дополняет идею яслей и школ детства как форума, в котором разрабатывается в демократическом процессе культура детства и образования.


Как и в педагогике М. Монтессори и в Вальдорфской педагогике, в Реджио-подходе нет программы. Но есть проектирование, и это следующий краеугольный камень подхода. Педагог, руководитель проекта «Реджио-дети», К. Ринальди так говорит о проектировании: «Это - не свободная прогулка и не поездка с жестким графиком и расписанием, это - скорее, что-то вроде путешествия с компасом». Термин «проектирование» часто понимается как возникающий и меняющийся в процессе реализации учебный план, в центре которого находятся интересы ребенка. Но реальное значение этого термина куда более многозначно. Реджио-учителя говорят о вырабатываемом, без ведущей роли учителя, учебном плане, но это не означает отсутствие предварительного продумывания и подготовки. Учителя учатся наблюдать за детьми, внимательно прислушиваться к ним и ценить их собственные идеи, чтобы получить понимание того, что именно интересует детей в наибольшей степени в данный момент; учатся создавать стратегии, которые позволяют детям строить обучение на основе их собственных интересов. Темы проектов могут исходить от самих детей, предметов и явлений, интересующих детей, а также от семьи или большого сообщества. Проекты на ограничены строгими временными рамками, они скорее плавно развиваются в ритме развития самих детей. Дети могут быть задействованы в работе над длительным проектом, работа над которым не осуществляется каждый день. Дети периодически возвращаются к такому проекту, в соответствии с тем, каким путем ведет их интерес, вновь и вновь возвращаясь и переоценивая предмет и средства проекта. Ребенок является главным действующим лицом процесса получения собственных знаний, и он получает поддержку учителей при реализации проектов, решает возникающие проблемы внутри, используя учителя как «инструмент», который может предоставить помощь, информацию и опыт в случаях, когда это необходимо.


Педагогика отношений. Главным в таком формате образования является развитие взаимоотношений эмпатии и доверия между взрослым и детьми и между самими детьми. Обучение всегда происходит внутри группы, т.к. Реджио-учителя считают взаимодействие и способность учитывать различные точки зрения основополагающими в процессе приобретения знаний. Выстраивание таких отношений и развитие подобных проектов, которые осуществляются на протяжении дней, недель, а порой и целого учебного года, занимает большое количество времени и не может быть вписанным в школьное расписание или специальные поурочные учебные планы. Время и то, как оно воспринимается, таким образом, оказывается важным фактором. В реджио-саду обучение и преподавание всегда подчиняется ритму ребенка.


Одним из наиболее интересных элементов в Реджио подходе являются выразительные искусства как средство приобретения знаний. Детализированное рисование является ежедневной практикой в школах детства, и отдельные выдающиеся работы детей получили широкое признание. Детей также вовлекают в участие в разнообразных видах выразительной деятельности, таких как драма, скульптура, театр теней, театр кукол, рисование красками, танцы, музыка, керамика, конструирование и письмо. Изобилие ресурсов в центральном ателье школы и в мини-ателье в каждой групповой комнате, также как и присутствие в течение дня профессионального художника – ательериста в каждом детском саду, является свидетельством особого значения этой области детского развития. Некоторые темы, такие, например, как «свет и тень» являются стимулом обучения, к которому обращаются вновь и вновь в процессе обучения детей. И учителя, и дети имеют широкий спектр материалов и ресурсов в своем распоряжении. Для этой темы детям может быть представлена возможность исследовать эффект света и тени с помощью фонариков и просветных столов. Дети имеют возможность рисовать светом, делая отверстия в черной картонке, которая подсвечивается снизу; они могут создавать истории с помощью теней, используя различные объекты и оверхед проектор (кодоскоп), истории, в которых они сами могут принять непосредственное участие (тени и проекции собственного тела). На протяжении многих лет посещавшие Реджио-Эмилию задавались вопросом о причинах концентрации на графическом искусстве, а не на других видах экспрессивного искусства, на музыке или движении. Удивительная детализация и выразительность в детских рисунках является несомненной отличительной чертой подхода, но рисунок никогда не считался главным выразительным языком детей. В последние годы исследователи подхода описывают ощутимую эволюцию в развитии других выразительных языков детей. Это отчетливо видно по работе детей над различными проектами, такими, как работа над экспрессивным движением. В последние годы ательеристы, пришедшие на работу в школы детства, привнесли много разных изменений. Появились ательеристы, которые являются специалистами в области танца или музыки и это, конечно, оказывает огромное влияние на направление развития выразительных искусств в школах. В то время как грамота и счет, несомненно, имеют место в повседневной деятельности дошкольных учреждений, учителя отводят центральную роль именно выразительным искусствам, по многим причинам: - они признают тот факт, что дети младшего возраста обладают исключительной выразительностью и свойственной им способностью делиться чувствами и эмоциями, и что воображение играет ключевую роль в исследованиях детей на пути к знаниям и пониманию мира; - они убеждены в первостепенной важности самого процесса обучения, а не его финального продукта. Использование выразительных искусств позволяет детям постоянно пересматривать интересующие предметы посредством применения множества различных медиасредств и получить возможность взглянуть на объект исследования с различных точек зрения и достичь его более глубокого понимания; - они осведомлены о том, что слишком высокая концентрация внимания на развитии грамотности и вербальных навыков у детей, приводит к тому, что учителя подспудно обесценивают искусно используемые детьми невербальные выразительные языки. Таким образом, способность ребенка общаться посредством жестов, взглядов, эмоций, танца, музыки, скульптуры, рисования, рассказывания историй и многих других выразительных языков высоко ценится в Реджио-подходе, и учителя стремятся развивать их в ребенке; - они считают, что выразительные искусства могут дать детям возможность взглянуть на мир и испытать его множеством различных способов. Детям предлагается использовать их органы чувств для того, чтобы лучше понять мир: посредством наблюдения, анализа и сложения элементов опыта в единое целое они разбирают по частям и вновь собирают оригинал, создавая индивидуальное целое. Синтетическая деятельность, такая, например, как предложение детям изобразить в рисунке запахи или звуки, являются основными чертами подхода и имеют целью дать ребенку более полное понимание мира. Как утверждают учителя-ательеристы, «именно непосредственно в процессе трансформации мы становимся ближе к самой сути жизни».


Особое место занимает также концепция постоянного профессионального развития учителей. В Реджио-садах говорят, что правильное развитие сотрудников – не периодический процесс. Напротив, это часть постоянной, ежедневной, профессиональной и личностной работы. Это неотъемлемый инструмент, помогающий лучше взаимодействовать как с детьми, так и друг с другом. Муниципальная система раннего образования Реджио Эмилии получила признание благодаря своему образцовому подходу к непрерывному повышению квалификации всех учителей. Педагога побуждают не столько приобретать навыки и знания, чтобы затем передать их детям, а скорее - понять, как происходит процесс познания у детей. Исследование, как описано выше, является фундаментальной стратегией обучения в яслях и школах детства. Это отражено в подходах к роли преподавателя в процессе обучения и профессиональному развитию в целом. Учитель – это в первую очередь ученик. Обучение сотрудников в Реджио-подходе мыслится как непрерывный, эволюционный процесс и занимает существенную часть времени педагога. В основе этого убеждения – вера в постоянное развитие как источник и одновременно результат взаимодействия и участия. Педагогам ежедневно выделяется время на обсуждение и оценку проведенной работы. На собрании они пытаются интерпретировать процессы познания у детей, оценить в них свою роль и предложить дальнейший план действий. Постоянный обмен мнениями достигается путем совместного анализа и обработки документов. То, что два педагога работают вместе с одной группой детей в течение трех лет, говорит о развитии между ними крепкой профессиональной связи. Это связь, в которой каждый делится своими дарованиями и сильными сторонами, и где молодые педагоги получают возможность учиться у более опытных коллег. Раз в неделю учителям предоставляется время для собрания, где они могут поделиться своими выводами и предположениями с другими сотрудниками, включая ательериста и педагога. Ключевым аспектом встречи является диалог. Так же, как и с детьми, расхождение во мнениях является не только еще одним источником познания, но и фундаментальным условием процесса. Обсуждаются практические занятия, происходит непрерывный обмен наблюдениями. С помощью педагога (куратора) у преподавателей есть возможность встретиться с коллегами из других школ города, чтобы поделиться опытом и обсудить учебный процесс в своей школе. Профессиональное развитие принимает и иные формы. Общаясь с родителями детей как лично, так и на групповых встречах, преподаватели осознают, как важно принимать противоположные точки зрения. Реджио-педагоги, также, убеждены в том, что преподаватель должен быть любознательным от природы, и проявлять живой интерес к обучению в целом. Уделяя много времени развитию творческих навыков преподавателей, акцент делается, прежде всего, не на передаче знаний, а на побуждении мыслить вне рамок и принимать разные точки зрения. Так же, как и прочие ключевые принципы Реджио-подхода, непрерывное повышение квалификации включает в себя три обязательных пункта: коллегиальность, взаимодействие и участие. Они наиболее явно проявляются в отсутствии иерархии среди сотрудников, установок извне, учебных пособий и того, что цели профессионального развития определяются ни кем иным, как самими преподавателями. Безусловно, Реджио-подход локально аутентичен, в самой Италии он распространен, но не является единственным. Как полноценная система «горизонтального» общественно-гражданского управления учреждениями раннего детства существует только в г.Реджио-Эмилия. Глобально распространяется, прежде всего, новый образовательный подход (принципы взаимодействия, пространство возможностей, концепция «100 языков ребенка»).


Автор - Дина Дианова